Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы связана с тем, что сегодня в России происходит построение нового общества. В частности сегодня происходит активная борьба за здоровье молодежи.
С недавнего времени в обиход вернулись нормы ГТО. Более того обладателям заветного отличительного значка полагаются поблажки при поступлении в учебные заведения.
Однако хоть и важные, но частности. Настоящая проблема состоит в том, что государство не смогло до сих пор дать ответ на простой вопрос. Что государство понимает под физическим воспитанием.
Практика показывает, что сегодня, как в России, так и во все мире существует множество вариантов объяснения этого термина. Самый простой вариант говорит о том, что необходимо воспитывать личность, которая любит свое тело и не желает ему вреда.
В случае с нами скорее представляется развитие личности, которая понимает культуру физического воспитания и спортивного движения. Привычка заниматься спортом и вести здоровый образ жизни может и должна возникнуть не на почве получения каких-то поблажек и т.д.
Такая культура может возникнуть именно на базе уважения самого себя, своих возможностей заложенных природой, а так же стремлении развить их с целью повышения качества своей жизни.
1. Предпосылки и некоторые итоги построения теории
физической культуры
Теория и методика физического воспитания - одна из основных дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физическим воспитанием.
Он призван своим содержанием дать учащимся необходимый уровень теоретико-методологических знаний о рациональных формах, методах и приемах профессиональной деятельности учителя физкультуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия для успешного выполнение. воспитательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:
1) практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо подготовленных людях спровоцировала желание изучить законы физического воспитания и на их основе построить систему контроля физического совершенствования человека;
2) практика физического воспитания. Именно в нем проверяются все теоретические положения на жизнеспособность, могут рождаться оригинальные идеи, что побуждает теорию и методологию физического воспитания развивать новые установки;
3) прогрессивные представления о содержании и способах воспитания гармонично развитой личности, высказанные философами, учителями, врачами разных времен и стран;
4) правительственные решения о состоянии и путях улучшения физической культуры в стране;
5) результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с разработки ее понятийного аппарата, то есть с конкретных профессиональных терминов и понятий.
Концепт - это основная форма человеческого мышления, которая устанавливает однозначное толкование определенного термина и одновременно выражает наиболее существенные аспекты, свойства или атрибуты определяемого объекта (явления).
Основные понятия теории физического воспитания включают следующее:
1) физическое воспитание;
2) физическая подготовка;
3) физическое развитие;
4) физическое совершенство;
5) спорт.
Теория - это система принципов, законов, категорий, понятий, понятий, описывающая относительно однородное целостное явление: систему или ее элементы, функции.
Физическая культура
Физическое воспитание - это вид обучения, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение знаниями специальной физической культуры и формирование осознанной потребности в физическом воспитании.
Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования моторики и умений и развития физических качеств человека.
Обучение движению имеет свое содержание в физическом воспитании: систематическое овладение человеком рациональных способов управления своими движениями, таким образом, приобретая необходимый фон двигательных навыков, связанных с ними навыков и знаний в жизни.
Осваивая движения, имеющие смысловое значение, двигательные действия, важные для жизни или спорта, учащиеся приобретают способность рационально и полно проявлять свои физические качества. В то же время они изучают закономерности движений своего тела.
В зависимости от степени мастерства техника двигательного действия может выполняться двумя способами: в форме двигательного навыка и в форме навыка. Поэтому вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания часто используется термин «тренировка моторики и умений».
Воспитание физических качеств - не менее важный аспект физического воспитания. Целенаправленное управление поступательным развитием силы, скорости, выносливости и других физических качеств влияет на комплекс природных свойств организма и тем самым определяет количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, то есть даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития становится специально организованным, то есть педагогическим, правильнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитания также приобретается широкий спектр знаний по физической культуре и спорту социологического, гигиенического, биомедицинского и методологического содержания. Знания делают процесс тренировки более значимым и, следовательно, более эффективным.
Таким образом, физическое воспитание - это процесс решения определенных учебных и воспитательных задач, который присущ всем характеристикам педагогического процесса. Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных навыков и умений и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых решающим образом определяет его физические возможности.
Физическое обучение.
Термин «физическое воспитание» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания на работу или другую деятельность. Различают общефизическую подготовку и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, обширную двигательную подготовку как предпосылки успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка - это специализированный процесс, способствующий успеху в определенной деятельности (тип профессии, спорт и т.д.), Который предъявляет особые требования к двигательным навыкам человека.
Результатом физического воспитания является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных умениях и двигательных навыках, способствующих эффективности предметной деятельности (на которую ориентировано обучение).
Физическое развитие
Физическое развитие - это процесс формирования, формирования и последующего изменения в течение жизни индивида морфологических и функциональных свойств его тела и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменением трех групп показателей.
1. Физические показатели (длина тела, масса тела, поза, объемы и формы отдельных частей тела, количество отложенного жира и т.д.), Которые в основном характеризуют биологические или морфологические формы человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфофункциональные изменения физиологических систем организма человека. Функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и т.д. это имеет решающее значение для здоровья человека.
3. Показатели развития физических качеств (сила, скорость, выносливость и др.).
Примерно до 25 лет (период формирования и роста) большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах и улучшают функции организма. Затем к 45-50 годам физическое развитие стабилизируется, так сказать, на определенном уровне. Впоследствии с возрастом функциональная активность организма постепенно ослабевает и ухудшается, длина тела, мышечная масса и т.д. может уменьшиться.
Характер физического развития как процесса изменения этих показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием можно только в том случае, если эти закономерности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
3. Аллянов, Ю. Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 493 с.
4. Алхасов, Д. С. Теория и история физической культуры: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. С. Алхасов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
5. Борисенкова, Е.С. Занятия физической культурой как фактор преодоления асоциальных отклонений в поведении подростков /Е С. Борисенкова, А.Я Наин // Наука и спорт современные тенденции -2014.-№ 4 (Том 5). - С. 38-44
6. Заячук, Т.В. Формирование творческих способностей студентов с использованием средств хореографии и подвижных иф /Т. В Заячук //Наука и спорт: современные тенденции - 2014-№ 3 (Том 4).-С.48-54
7. Кашуба, ВА. Организационно-методические основы мониторинга пространственной организации тела человека в процессе физического воспитания / В.А Кашуба //Наука и спорт современные тенденции -2015.-№ 3 (Том 8) - С. 75-89
8. Коновалов, И.Е. Организационно-педагогические условия реализации диверсификации процесса физического воспитания музыкантов / И.Е. Коновалов //Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - № 3 (Том 4).-С 38-47
9. Латыпов, И.К. Профильная подготовка школьников в области физической культуры и спорта / И.К. Латыпов // Наука и спорт: современные тенденции. -2014.-№ 3 (Том 4) - С. 29-37.
10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 424 с.
11. Найн, А.Я., Карпова, О.Л. Методика формирования эстетических способностей младших школьников в процессе занятий спортивными танцами /А.Я. Наин, О.Л.Карпова //Наука и спорт: современные тенденции. - 2014 - № 2 (Том 3). - С. 50-54.
12. Онучин, Л.А. Правовые основы физической культуры и спорта в современной России / Л.А. Онучин, В.Д. Гетьман, В.О. Аксютенков, З.А. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64288/ (дата обращения: 18.05.2021).
13. Парфенова, Л.А., Тимошина, И.Н.., Прищепа, И М. Продвижение стандартов здорового образа жизни на основе конверсии славянского историко-культурного наследия в физкультурно-образовательный процесс учащихся / Л А. Парфенова, И. Н. Тимошина И. М. Прищепа //Наука и спорт: современные тенденции - 2014. - № 3 (Том 4). - С. 70-77.
14. Паршакова, В.М., Прянишникова, Д.Н. Перспективы развития физической культуры и спорта в современной России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 17.05.2021).
15. Петленко, В.П. Здоровье как человеческая ценность. / В.П. Петленко– СПб.: Питер, 1998. – 96 с.
16. Столяров, В.И. Современная теория физического воспитания (проблемы, пути решения, инновационная концепция) // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-teoriya-fizicheskogo-vospitaniya-problemy-puti-resheniya-innovatsionnaya-kontseptsiya (дата обращения: 17.05.2021).
17. Столяров, В.И. Теория и методология современного физического воспитания состояние разработки и авторская концепция монография / В.И. Столяров. - Kieв : НУФВСУ изд-во «Олимпийская литература», 2015. – 704 с
18. Столяров, В.И. Олимпийское воспитание: теория и практика / В.И. Столяров. – М.: ООО «Издательство «Национальное образование», 2014.-416 с. (Библиотека Российского международного олимпийского университета)
19. Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, И.А. Сабирова, О.И. Кузьмина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 793 с.
20. Футорный, С.М. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания: состояние вопроса и пути решения / С.М. Футорный, М.В. Дудко // Наука и спорт: современные тенденции - 2015. - № 3 (Том 8). - С. 98-109